ООН

Инициативы ЮНИСЕФ помогают девушкам Центральной Азии с выбором профессии в космической сфере

Благодаря проекту STEM, который успешно реализуется в странах Центральной Азии, десятки молодых и амбициозных жительниц Казахстана сделали выбор в пользу профессии в космической отрасли.

Проект, который меняет жизнь

20-летняя астанчанка Дарига Мейрманова мечтает стать инженером космических систем. Такую цель она поставила перед собой после того, как приняла участие в образовательной программе UniSat в рамках проекта STEM («Наука, Технология, Инжиниринг и Математика»), который вот уже третий год реализуется по инициативе ЮНИСЕФ в Казахстане.

«Однажды на сайте ЮНИСЕФ я увидела объявление о проведении образовательной программы UniSat, в рамках которой девочек приглашали принять участие в сборке наноспутника и даже запустить его в стратосферу, – рассказала Службе новостей ООН Дарига Мейрманова. – Пройдя предварительный отбор в режиме онлайн, я оказалась во втором туре.

В Алматы, в технопарке при университете имени Аль-Фараби, вместе со своими сверстницами не только со всего Казахстана, но и Узбекистана, Кыргызстана, нас обучили 3D-моделированию и 3D-программированию, созданию печатной платы, и в финале –  запуску созданного своими руками наноспутника. Все это вдохновило меня стать в будущем инженером космических систем».

Свой выбор девушка объясняет не только тем, что новейшие технологии в космической отрасли очень увлекли ее, но и тем, что она осознала их большую востребованность в ближайшие годы, а также возможность принести реальную пользу для людей. Сейчас девушка активно готовиться к поступлению на факультет астронавтики в Университете американского штата Аризона. По окончании вуза она планирует вернуться на родину, чтобы работать по выбранной специальности.

«В моем городе, в Астане, находится сборочно-испытательный комплекс космических систем, с помощью которых можно осуществлять анализ метеоусловий. Ценность профессии инженера космических систем заключается в умении анализировать данные, которые могут предсказывать катастрофы природного характера: землетрясения, пожары, наводнения. Кстати, с помощью казахстанских наноспутникиов были предсказаны пожары на севере Казахстана, в Костанайской области в прошлом году», – рассказала Дарига.

17-летняя алматинка, ученица выпускного класса Анель Фуллер – также выпускница программы UniSat в рамках инициативы STEM, подумывает о своем пути освоения космоса.

«Об образовательной программе UniSat я узнала из странички ЮНИСЕФ в социальных сетях. А еще моя наставница по подготовке в университет порекомендовала мне пройти этот курс. В итоге я освоила совершенно новые для себя навыки и знания. Я осознала, что нет ничего недостижимого», – поделилась своими впечатлениями со  Службой новостей ООН казахстанская школьница.

Несмотря на то, что через полтора месяца у Анель сдача выпускных экзаменов, пять зарубежных вузов, среди которых ведущие университета США, Южной Кореи и Гонконга, хотели бы видеть ее в числе своих студентов. Анель Фуллер уже получила официальные подтверждения от руководства вузов, и теперь выбор за ней.

«Мой любимый предмет – биология, и я мечтаю в будущем заниматься биоинженерией. Я считаю, что есть большие перспективы в совместном исследовании биоинженерии в условиях космоса», – добавила она.

Проект UniSat (Uni – от ЮНИСЕФ, Sat – satellite («спутник»)) стартовал в Казахстане в марте 2020 года. «В первый же год 20 казахстанок в возрасте от 14 до 35 лет освоили эту программу, – рассказала в интервью Службе новостей ООН руководитель программ ЮНИСЕФ по образованию в Казахстане Татьяна Адерихина. – В 2021 году ЮНИСЕФ расширил программу, включив в нее девушек из Кыргызстана и Узбекистана. В целом 2000 девочек из трех этих стран прошли онлайн-курс, после чего 238 лучших из них попали на второй этап программы – 10-дневный оффлайн-марафон. Сейчас программа готовится к распространению через учебные хабы, чтобы как можно больше девушек из сельской местности могли бы развивать навыки STEM».

Правительство Казахстана возлагает большие надежды на новое поколение граждан страны, которые своими успехами в STEM смогут вывести свою страну на уровень полноценной космической державы.

Путь к гендерному равенству в информационном пространстве

Перед нынешним поколением амбициозных и целенаправленных молодых казахстанских девушек открыты большие возможности. У них нет страха перед технологиями новейшего поколения. У них есть азарт, который помогает им осваивать все новое.

«Многие сферы деятельности до сих пор делятся на мужские и женские, что очень огорчает, – сетует Дарига Мейрманова. – Не все девушки идут в науку, и причина вовсе не в том, что женщины отстают от мужчин в интеллектуальном плане и им не подвластны точные науки. К сожалению, в наше время мало информации о достижениях женщинах в науке, которые могли бы стать примером и вдохновением для нас».

По данным Всемирного экономического форума, только 14% казахстанских девушек заканчивают высшие учебные заведения в области STEM, в то время как такой показатель среди мужчин составляет 37%. При этом во время обучения в школе девочки превосходят мальчиков по математике и естественным наукам.

Несмотря на большой прогресс, достигнутый в сфере образования, в Казахстане все еще живуч стереотип о том, что такие сложные науки, как математика и инженерия, не по плечу женщинам, и что их естественный удел – это семья.

ЮНИСЕФ

Пять зарубежных вузов, среди которых ведущие университета США, Южной Кореи и Гонконга, хотели бы видеть Анель в числе своих студентов.

«Я считаю, что все эти ошибочные стереотипы в нашем обществе следует ломать, – говорит Дарига. – Примеров женщин, внесших заметный вклад в науку, вполне достаточно. Так, создатель таких востребованных нынче технологий, как GPS и Bluetooth – это женщина, Хэди Ламарр. Первый компьютерный программист-математик – тоже женщина по имени Ада Ловлейс. Или возьмем астронавта NASA Алиссу Карсон, которая входит в число кандидатов для участия в первом пилотируемом полете на Марс. Просто о них мало говорят. Меня же лично вдохновляют и поддерживают мои четыре старших сестры, которые состоялись как в профессии, так и в личной жизни»,

 Новый хаб ЮНИСЕФ 

По информации ЮНИСЕФ, по всей Центральной Азии число девушек и молодых женщин, обучающихся в STEM, значительно ниже, чем их сверстников-мужчин.

«Программа UniSat направлена на устранение стереотипов и неравной представленности девочек в STEM. Она содействует развитию уверенности, которой часто не хватает при выборе специальности», – подчеркнула Татьяна Адерихина.

Благодаря успешной реализации программы в первые два года, в сентябре прошлого года ЮНИСЕФ открыл в городе Туркестан образовательный хаб UniSat по космическим технологиям, который оснащен всей необходимой техникой: от компьютеров до радиосистем и больших экранов для демонстрации траектории спутников.

Теперь не только школьники двух крупнейших мегаполисов Казахстана – Астаны и Алматы, но и Туркестана получили возможность обучаться инженерным навыкам в сфере спутниковых технологий. Сегодня в самом южном городе Казахстана, где еще сильны патриархальные традиции, 30 школьников открывают для себя новые возможности в космической сфере. Кстати, все курсы в туркестанском хабе бесплатные. Такой подход уже дал первые результаты: ребята смогли занять призовые места в международных STEM-конкурсах.

 

Землетрясение в Турции и Сирии

ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ

Чтобы оценить объем необходимой чрезвычайной помощи и обеспечить поддержку по спасению жизней после разрушительного землетрясения в районе границы между Турцией и Сирией, в зону бедствия направлены группы спасателей и гуманитарных сотрудников.

Источник

Кнопка «Наверх»