Война в Украине

Фарнборо-2024: от удешевленных дронов до роботов-истребителей. Как война в Украине влияет на военные технологии

Полномасштабная война в Украине, которая продолжается уже два с половиной года, повлияла на развитие технологий во многих областях вооружений и военной техники. Многие тенденции, заданные этой войной, проявились на международном авиасалоне, который прошел на прошлой неделе в британском городе Фарнборо. Би-би-си рассказывает о самых интересных технологических инновациях, которые можно было увидеть на Фарнборо-2024, и о том, что они говорят о войнах будущего.

Война, в которой Великобритания активно поддерживает Украину, официально никак не была отображена на авиасалоне, но о ней упоминали в разговорах специалисты, в нее вовлечены участники выставки, а некоторые экспонаты были даже опробованы на фронте.

Небольшой красный беспилотник, припаркованный на летном поле, сразу привлекает к себе внимание. На фоне современных самолетов он выглядит странновато: реечно-трубчатая конструкция, угловатые формы… Так выглядит аппарат, главная ценность которого — дешевизна.

Вкупе с его характеристиками — способностью перевозить 100 килограммов груза на 1000 километров — дешевизна и простота наводят на мысль о БПЛА, которыми Россия и Украина обстреливают разные цели в глубине территорий противника.

Однако этот аппарат под названием Windracers, по словам представителя компании Distributed Avionics, которая его построила, нужен совсем для другого.

«Мы много летаем в Антарктике. Когда есть 100 килограммов полезной нагрузки и возможность лететь на 100 километров, то можно загрузить много научного оборудования», — представитель компании Distributed Avionics рассказывает о своем беспилотнике, выставленном на стоянке на летном поле.

В разговоре, правда, выяснилось, что в Украине эти аппараты все-таки воюют: «Мы уже сотрудничаем с министерством обороны (Великобритании) и выполняем некоторую работу в Украине. В основном по снабжению и наблюдению».

Подробности компания не распространяет, но, как ранее сообщал Jane’s Defence, эти дроны занимаются разведкой и дозором в Украине с 2023 года.

Снабжение на многих участках фронта стало чрезвычайно опасной задачей из-за FPV-дронов, которые охотятся на машины и даже отдельных людей в тылу противника. В российской армии для этого уже стали использовать мотоциклы, стараясь проскочить опасные участки на большой скорости, однако этот способ тоже не гарантирует успеха — квадрокоптеры движутся быстрее.

Эта проблема существует и для российской, и для украинской армии. И снабжение беспилотниками — один из способов решить эту задачу.

ВСУ уже применяет дроны снабжения. Так, группа военных из 225-го отдельного штурмового батальона и 223-го батальона морской пехоты ВСУ находились на передовой 70 суток, и все это время их снабжали беспилотники.

Посадка для такого дрона — самая важная часть задания. Ему нужно донести груз в целости. Как утверждают создатели Windracers, в этом довольно дешевом дроне самая дорогая часть — навигационная система. Он использует спутниковую навигацию, а также инерциальную и оптико-электронную системы. Чтобы сесть и взлететь, ему нужно небольшое ровное пространство.

Воздушный эвакуатор

Windracers — продукт сравнительно небольшой компании. Более крупные корпорации также стали активно разрабатывать транспортные беспилотные проекты.

В некоторых случаях они не начинают их с нуля, а просто покупают уже существующий бизнес с готовыми продуктами.

В начале года BAE Systems купила британскую компанию Malloy Aeronautics, которая занимается квадрокоптерами высокой грузоподъемности. В отличие от дрона самолетного типа, коптеру не нужно никакой подготовленной площадки — взлететь он может с любой точки, над которой нет никакого препятствия.

Довольно небольшой аппарат T-650 этой фирмы способен поднять груз весом до 300 килограммов и перенести его на расстояние до 30 километров, что, конечно, делает его хорошим дроном снабжения.

Но на авиасалоне он был представлен с модулем для перевозки раненых. Это не менее актуальная задача, которой в обеих армиях на войне в Украине занимаются бронированные либо обычные незащищенные автомобили, мотоциклы, багги и вообще любой транспорт.

Наличие таких дронов может снизить число потерь, потому что на передовой, судя по рассказам, не всегда получается вовремя и быстро вывезти раненых в сборный пункт, где им окажут первую медицинскую помощь.

На выставке T-650 был показан вместе со специальным модулем для перевозки раненых. Этот модуль защищает раненого от осколков и весит примерно 100 килограммов. Таким образом для раненого остается еще 200 килограммов, что более чем достаточно.

Разумеется, медицинский модуль — лишь один из возможных грузов, которые может поднимать платформа. Как и наземный автомобиль, она может перевозить любой груз.

И сбрасывать его. В пресс-релизе Malloy Aeronautics говорят, что этот дрон можно будет применять для поддержки войск на поле боя.

Бомбардировщик для бедных…

Дистанционно управляемые дроны, способные сбросить с высоты небольшую гранату, появились на Ближнем Востоке еще в первой половине 2010-х годов. Небольшие аппараты было трудно сбить, противодроновые ружья, которые появились вскоре, не всегда были эффективны.

Довольно долго эти аппараты были экзотическим оружием полуофициальных и неофициальных вооруженных формирований, которые не могли позволить себе купить нормальный бомбардировщик, а на несколько недорогих беспилотников денег хватало.

К началу российско-украинской войны военные относились к ним довольно прохладно. И в этом есть логика. На самом деле квадрокоптеры-сбросы и даже FPV-дроны — оружие, расцвет которого случился в позиционной войне, в которой авиация не смогла действовать из-за развитой ПВО.

Этим объясняется не очень большой интерес оборонных компаний к производству таких дронов — ни одна армия мира, ни одно государство не хочет вступать в такую войну, которую ведет Россия в Украине. А в быстротечной операции с глубокими прорывами больших масс войск квадрокоптер с гранатой недостаточно быстр и эффективен.

Тем не менее BAE systems представила на Фарнборо проект такого дрона-бомбардировщика STRIX.

С небольшой поправкой — он довольно крупный. Его ширина (термин «размах крыльев» не очень подходит к такому аппарату) составляет 4,5 метра.

Создатели говорят, что он будет способен переносить груз весом 160-200 килограммов на расстояние до 800 километров.

То есть его ударная мощь будет примерно соответствовать мощи беспилотников типа Bayraktar TB2.

При этом он сохранит достоинства обычного коптера — его будет легко запускать с земли, садиться он также будет по-вертолетному.

Это тоже явная попытка не просто усвоить опыт украинской войны, но и доработать его, адаптировать под другие сценарии.

Поскольку «окопная война» — это в большой степени результат ошибки планирования, вероятно, его планируется применять, скорее, для операций спецназа, чем для использования в армии вместо истребителей-бомбардировщиков, как это происходит сейчас в Украине.

…И бомбардировщик для богатых

С самого начала война в Украине показала, насколько эффективна может быть наземная эшелонированная противовоздушная оборона.

При отсутствии специально оснащенных боевых самолетов, особо подготовленных экипажей и отработанных тактических приемов прорыв противовоздушной обороны может стоить больших потерь.

Причем поскольку прорывать придется над территорией, которую контролирует противник, то все потери пилотов становятся безвозвратными — они либо погибают, либо попадают в плен.

Еще до начала полномасштабной войны в Украине несколько стран разрабатывали проект дрона сопровождения истребителей, который часто называют wingman — «ведомый».

Однако теперь, спустя два с половиной года после российского вторжения, на Фарнборо привезли сразу несколько таких проектов в разной степени готовности.

Airbus представил макет аппарата, который так и называется — Wingman. Его выкатили на летное поле. Главная задача этого беспилотника — защита ведущего, борьба с ПВО, а также контроль за воздушным пространством — к радару основного истребителя он добавляет свой.

Германская корпорация Diehl, которая производит ракеты Iris-T, а также строит по лицензии ракеты-перехватчики для системы Patriot, показала свой вариант дрона сопровождения Feanix, который сильно отличается от «ведомого» Airbus.

Это аппарат, который больше похож на крылатую ракету, и запускаться он будет, как ракета — с самолета, земли или корабля. Аппарат будет построен по модульному принципу, то есть в отсек оборудования можно будет загружать разные модули.

Его можно направить на борьбу с ПВО, радиоэлектронную борьбу, контроль воздушного пространства. Наконец, можно разместить в отсеке боеголовку, превратив дрон в уже настоящую крылатую ракету.

Самое необычное в нем то, что пока, по крайней мере, планируют сделать его одноразовым — в конце миссии он будет самоуничтожаться.

Войны будущего

Свой проект «вингмена» представила также корпорация BAE Systems, правда, его несколько затмил главный экспонат этой корпорации — проект истребителя GCAP, который она строит вместе с японской Mitsubishi и итальянской Leonardo. Boeing не привезла свой проект на Фарнборо, но он уже проходит летные испытания.

Украинская компания «Мотор Сiч», чья основная продукция — двигатели, на своем стенде разместила также изображение, в котором фигурирует «ведомый» беспилотник. От комментариев представители компании отказались. Основная продукция, которую компания представила на выставке, — турбовинтовой и турбореактивный авиационные двигатели.

Появление в последние годы этого направления — беспилотных ведомых — связано с тем, что боевая эффективность одного самолета-истребителя подходит к пределу.

Он чисто физически не может нести больше оружия, ему не хватает систем радиоэлектронного противодействия, контроль над воздушным пространством даже самых современных радаров также ограничен. Поэтому «ведомый дрон» увеличивает мощь каждого самолета, который он сопровождает.

Кроме того, маневренность уже существующих современных самолетов ограничена выносливостью человека, который не может выдержать перегрузки выше определенного уровня даже в специальном костюме. А электронная аппаратура может.

Поэтому рано или поздно, но истребительная авиация станет беспилотной.

Но есть и еще одна причина, по которой на Западе стали уделять так много внимания таким проектам.

В 2019 году свой первый полет совершил российский «ведомый». Дрон «Охотник» разрабатывается с 2011 года, и работы по нему идут полным ходом.

Российский проект пока что выглядит больше как дистанционно управляемый бомбардировщик — его главной задачей будет нанесение ударов по земле. Разработчики говорят, что им можно будет управлять с земли или самолета Су-57.

Однако именно удары корректируемыми авиабомбами российских самолетов Су-34 в Украине — сейчас одна из самых больших проблем для ВСУ.

Поэтому появление такого дрона — вызов западным конструкторам, который они, похоже, приняли.

Источник

Кнопка «Наверх»